Юбилей школы – 35 лет!

Вы здесь:

1 сентября 2020 года исполнилось 35 лет со дня открытия “Детской школы искусств” (ДМШ2)!

1 октября 2020 года ДШИ г. Нягань отметила 35-летие – в камерном формате, как диктует сегодняшняя эпидемиологическая ситуация. Поэтому именитые гости, которых и гостями-то назвать сложно, скорее друзья, коллеги, единомышленники, лично приехать не смогли. Но даже в такое непростое время в школе, поднявшей планку служения искусству на профессиональную высоту, они присутствовали не только в дистанционных поздравлениях: общее дело, объединяющее города и поколения, продолжает жить и развиваться в художественных традициях, заложенных школой искусств. Об этом и многом другом мы говорили с директором Детской школы искусств города Нягань, заслуженным деятелем культуры ХМАО-Югры, лауреатом Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» Ириной Алексеевной Бережной

– Юбилей – это всегда повод подвести итоги, поговорить о прошлом и будущем, о том, что сделано на данный момент, и что сделать только предстоит. И, конечно, о настоящем. Какое оно у Няганской школы искусств?

– Наше настоящее прекрасно, потому что оно посвящено искусству. Как, впрочем, и прошлое, и, без сомнения, будущее. Сегодня наша школа является центром музыкальной и культурной жизни города Нягань и крупнейшим учреждением дополнительного образования детей в сфере искусства в Западной Сибири.  Этому предшествовал большой исторический путь: школа искусств появилась в нашем городе 1 сентября 1985 года. Для детей это был глоток совершенно другого «воздуха»: эстетическое воспитание стало краеугольным камнем в системе образования. Десятилетиями  мы учили детей эстетическому отношению к действительности, учили жить и творить «по законам красоты»,  и благодаря этой работе имеем сегодняшние результаты. Хотя, трудно назвать работой каждодневное «горение», служение искусству – именно так живет наш коллектив. Здесь мало быть единомышленниками, людьми, преданными делу: нужен особый дар, чтобы сотворить чудо раскрытия таланта, которое влечет за собой целый спектр разнообразнейших возможностей. Ведь мы воспитываем совершенно незаменимые в жизни качества – терпение, настойчивость, выносливость, несгибаемую волю в стремлении к цели:  без этих качеств просто невозможно научиться играть на инструменте. Я до сих пор я не устаю удивляться, вспоминая, какими трогательными малышами, за руку с родителями, наши ученики приходят в школу, какими неуверенными и робкими бывают их первые шаги в искусстве. И как они превращаются в музыкантов, приобретая умения и навыки, которые  позволяют им занять достойное место в искусстве, да и шире, в жизни. Из наших стен на протяжении последних 20 лет выходят выпускники, которые успешно продолжают обучение в музыкальных колледжах и консерваториях Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Сургута, Ханты-Мансийска и других городов Российской Федерации. То же я могу сказать о художниках и театралах: наша школа ведет образовательную деятельность по музыкальному и художественному направлениям, есть у нас и класс театрального  искусства. Предмет особой гордости – то, что многие возвращаются в родную школу после окончания профильных учебных заведений. Сегодня из 66 преподавателей, работающих в ДШИ, 10 – бывшие выпускники. Это действительно много, немногие школы имеют подобную статистику преемственности. И крайне важно для дальнейшего развития: происходит  естественное омолаживание коллектива, а значит – приток новых идей, молодой энтузиазм, глоток свежего воздуха для школы и для города в целом. Администрация нашего открытого, юного, активно развивающегося города очень помогает нам  привлекать молодежь: создает необходимые условия, предоставляет жилье. Для нас это – оптимистический взгляд в будущее.

– Какие достижения школы  Вы бы отметили прежде всего? Что является предметом особой гордости?

– Я не могу говорить о приоритетах, школа является цельным организмом, в котором важна каждая деталь. Все взаимосвязано, уберешь один винтик, и разрушится целое. Наш базис – учебно-воспитательный процесс, с которым неразрывно связана конкурсная, концертная, выставочная, просветительская деятельность. Среди наших воспитанников лауреаты и дипломанты международных, всероссийских, региональных, областных, окружных, зональных конкурсов. Начиная с 2008 года учащиеся из группы одаренных детей  неоднократно принимали участие в Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик» и становились дипломантами. Среди них и талантливая пианистка Виктория Баскакова, которая продолжает обучение в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 2011 года на базе нашей школы проводится творческая школа «Новые имена Югры». Юные дарования и их наставники-педагоги из школ искусств и профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа имеют уникальную возможность учиться мастерству по музыкальным специальностям и изобразительному искусству у профессоров Московской, Петербургской, Нижегородской, Екатеринбургской консерваторий, Академического художественного института им. В.И. Сурикова, Московской Академии им. Гнесиных и других ведущих учебных заведений нашей страны.  Только за последние 15 лет у нас побывали, возглавляя жюри конкурсов и давая мастер-классы в рамках творческих школ, народные артисты России Иван Пантелеевич Мозговенко, Шаукат Сабирович Амиров, Александр Андреевич Цыганков, заслуженные артисты Юрий Васильевич Шишкин, Полина Викторовна Федотова, заслуженный учитель Ольга Евгеньевна Мечетина, заслуженный художник России Сергей Анатольевич Сиренко. В ограниченный рамках статьи я просто не могу перечислить всех. Скажу лишь, что многие видные деятели искусств приезжали к нам неоднократно – все отмечают продуктивную и доброжелательную атмосферу, которую нам удалось создать на этой уникальной площадке для выявления и поддержки дарований. Значительный объем в нашей творческой жизни занимает концертная, выставочная и театральная деятельность, не только в стенах школы, но и  в самых разных учреждениях города. Мы работаем и с теми, кому особенно нужна наша помощь: с детьми-инвалидами, реабилитационным центром и школой-интернатом для «особых» детей. Мы открыты для сотрудничества и стараемся постоянно расширять наши творческие контакты.

– Как раз в канун Вашего юбилея вся страна переживала непростой период, связанный с пандемией. Как получилось приспособиться к новым реалиям? И получилось ли?

– Конечно, мы справились. По всем предметам была организована система дистанционного обучения. Но все это я считаю вынужденной мерой, необходимой в данных условиях, позволяющей не прерывать образовательный процесс: восхищаться дистанционным обучением я не могу и не буду. Ведь занятия искусством – это не просто трансляция знаний. Это процесс неповторимого общения преподавателя и ученика, передача уникального художественного опыта из рук в руки, из уст в уста: голосом, показом, чувствами, эмоциями. Это таинство, которое невозможно проанализировать, сформулировать, объяснить. А на дистанционном уроке – экран компьютера вместо человека. Да и как вы представляете удаленное занятие для детского хора или оркестра? Или конкурс он-лайн, без контакта с аудиторией? Такие конкурсы, конечно же, нужны для практики, накопления лауреатских успехов, послужного списка преподавателей, и мы регулярно в них участвуем. Но исполнительский уровень они занижают – для профессионального роста необходимы офф-лайн конкурсы, где музыкант играет перед жюри и публикой. Без этой практики мы утратим солистов как класс – исполнители попросту потеряют навык выступать перед аудиторией. Поэтому, конечно же, мы очень ждем, когда закончится этот непростой период и школа вновь сможет жить полноценно по всем направлениям. В планах – продолжить оснащение учебных кабинетов техническими средствами. Конечно,  у нас прекрасное оборудование, школа наполнена инструментарием, но это требует не только пополнения, но и ежегодного обновления  у всех  – музыкантов, художников, театралов, иначе мы не сможем соответствовать вызовам современности, идти в ногу со временем. Например, мультимедийное оборудование, в частности, настенные компьютеры, которые так нужны в теоретических классах – не просто мечта из разряда фантазий, а реальная необходимость.

– Но с тех пор,  как вы въехали в новое здание в январе 2018 года, внутренняя инфраструктура школы вышла на качественно новый уровень, не так ли?

– Бесспорно. И это видим не только мы – наши именитые гости выражают свой восторг, причем все без исключения. Новое здание красивое и удобное, все учебные помещения просторны и комфортны,  в таких условиях и работается, и дышится легче. Это одно из красивейших архитектурных сооружений города, достойное того, чтобы в нем процветало искусство. Мы делаем все возможное, чтобы его украшать и благоустраивать – высадили парк, разбили клумбу. В наших суровых климатических условиях это было непросто, но… Мы учим детей искусству, и в этом деле не может быть мелочей. А, значит, все должно быть прекрасно –  музыка,  картины,  спектакли, мысли и чувства, архитектура здания, ковер цветов на клумбе… Абсолютно все.

– Ирина Алексеевна, Вы не только руководитель и первое лицо большого коллектива. Вы музыкант-исполнитель и педагог, воспитавший талантливых скрипачей. Как удается совмещать столь разные сферы деятельности?

– Совмещать сложно, ведь руководящая работа требует постоянного внимания и концентрации сил. И, тем не менее, как музыкант, выпускница Алма-Атинской консерватории, я не мыслю себя вне инструментального исполнительства. Я участвую в составах камерных ансамблей, даю сольные концерты к своим юбилейным датам. Веду класс камерного оркестра, считаю, что дети должны знать основы оркестровой игры, понимать, зачем они это делают и как это прекрасно! Я счастлива, когда самые обычные, рядовые дети успешно развиваются как оркестранты, думаю, это пригодится им в жизни независимо от того, какую профессию они выберут. Ведь навыки, которые они получают в процессе коллективного музицирования – незаменимы. Мои ученики становились лауреатами престижных конкурсов в Италии, Франции, Петербурге, Перми, Тюмени… Не буду говорить, что я ими горжусь,  считаю, что это слишком высокопарно. Я их просто люблю – поддерживаю, тревожусь, особенно когда они выбирают непростую профессию музыканта. Помню каждого, радуюсь успехам. И счастлива, когда им удается, как и мне, пронести восторженное и трепетное отношение к музыке через свою жизнь, несмотря на все сложности выбранного пути.

– Что бы Вы пожелали родной школе? Как поздравите ее с юбилеем?

– Я бы пожелала  и нашей школе, и всей образовательной системе на долгие времена сохранить уникальную возможность бесплатного художественного образования: эту возможность имеет каждый в нашей стране. Благодаря этому процветают не только творческие династии, сама атмосфера которых рождает выдающихся художников – каждый самый обыкновенный ребенок, не имеющий в окружении выдающихся музыкантов, может раскрыть и реализовать свой талант. В этом ему помогает школа, где буквально витает дух творчества, и замечательные профессионалы передают свое мастерство. Удивительная система, основанная не на товарно-денежных, а на духовно-личностных отношениях, помогает раскрыться одаренным детям, каждому, в ком горит искра таланта. Я желаю преподавателям и их воспитанникам  совершенствоваться бесконечно, и с каждым днем становиться лучше в мире искусства, способном творить чудеса.

Автор:
Шубенко Наталья

Источники:

https://muzkult.ru/news/59657582

https://gazetaigraem.ru/article/24701

В этом году месту, «с которого все началось», исполняется 35 лет. Именно столько лет назад в крохотном городке посреди бескрайнего моря тайги появилась ДМШ № 2, в стенах которой начался мой профессиональный путь. Начался он с желания откосить от армии. Моя мама услышала разговор двух женщин на улице:
– Отдала сына в музыкалку.
– Это еще зачем?
– Чтобы когда в армию призовут, он не по плацу маршировал, а играл в духовом оркестре.
На следующий день мама взяла за руку моего брата и повела его в ту самую ДМШ № 2. Довольно скоро выяснилось, что у мальчика талант и весьма незаурядные музыкальные данные. Через пару лет игры на саксофоне он уезжает учиться в центр искусств в Ханты-Мансийске. В те годы доехать из нашего крохотного городка, которого не было ни на одной карте, до Ханты-Мансийска было сложнее, чем сейчас перебраться на другой континент. Поэтому родители всех детей, учившихся в Хантах, знали все адреса, имена, пароли и явки, передавали посылки через знакомых, ездили к детям по замерзшему Иртышу вместе, и, естественно, все очень дружили. Дружили и мои родители с мамой юной Алисы Тертышниковой, учившейся в Хантах на хореографическом отделении.
Мама Алисы приходила к нам в гости очень часто: все вместе смотрели записи с концертов на кассетных видеомагнитофонах, пили чай и разговаривали за жизнь. Мне тогда было четыре года. Пока взрослые вели беседы, я сидела на полу с игрушками, воспроизводя тонким детским голосочком всю музыку, которая звучала дома. Услышав пару пассажей и октавных скачков в моем исполнении, мама Алисы учинила моей маме допрос:
– Надя, вы собираетесь младшую отдавать в музыку?
– Ну да. Пускай на фоно играть идет.
– Нет, Надя. У девочки хорошие уши. Вам надо идти на скрипку.
Маму Алисы зовут Ирина Алексеевна Бережная. Она преподает скрипку в той самой ДМШ № 2. Она долгие годы директор музыкалки, а теперь уже школы искусств в городе Нягань. А еще Ирина Алексеевна в нашей семье по праву считается моей второй мамой. Именно этот человек взял меня за крохотную ладошку и привел в этот загадочный мир музыки. Именно она привила мне любовь и трепет к тому, чем я занимаюсь всю сознательную жизнь. Именно она научила меня пользоваться мозгами по назначению, пахать, как вол, и никогда не опускать руки. Если бы не мама Алисы – я бы сейчас работала «на предприятии». Я бы не общалась с удивительными людьми, не колесила по всему миру, играя прекрасную музыку, не ходила бы на потрясающие концерты, не репетировала бы часами в оркестрах, ансамблях, наедине с собой. Если бы не Ирина Алексеевна – я бы не жила той жизнью, которая была мне предназначена. И я буду всегда благодарна маме Алисы, зимнику через Иртыш, ДМШ № 2 в крохотном городочке в море тайги, брату, у которого обнаружился талант, и тем двум женщинам, которые обсуждали, как грамотно откосить от марширования по плацу.
Спасибо Вам, Ирина Алексеевна! Спасибо всем музыкантам, настоящим энтузиастам, работавшим и продолжающим работать в этом удивительном месте. Вы делаете самое важное дело в жизни – приводите людей в мир вечной красоты.
Сердечно поздравляю мою родную школу с Юбилеем! Вы навсегда в моем сердце.
Алина Бояркина

Мы с одноклассниками – ровесники нашему городу. Недавно я узнала, что и любимая музыкальная школа №2 была открыта в 1985! С радостью и гордостью поздравляю учеников, выпускников, их родителей и, конечно, преподавателей, с юбилеем!

Вспоминаю музыкальную школу с искренней благодарностью: там мы находили новых друзей, учились справляться с волнением перед выступлениями, играть, петь и танцевать, сольно и в ансамбле. С особым уважением пишу о преподавателях: убеждена, что именно они – душа школы. Спасибо вам за тепло и заботу, которая достается каждому ученику индивидуально, за терпение и любовь к своему делу, которыми вы так щедро делитесь! Приятно видеть на сайте школы знакомые фамилии и тех, кто присоединился позже. Да, в середине 80-х в нашем городе закладывались многие важные проекты, но сегодня мы чествуем не то, как давно они начались, а как далеко пошли. 

Замечательно, что школа растет и развивается, появляются новые специальности и новые возможности для детей! Пару лет назад я была в Нягани в середине учебного года и попала на “Посвящение в музыканты”, где участвовала моя племянница. Наблюдать за детьми, которые только начинают свой музыкальный путь, было так трогательно и приятно! Спасибо преподавателям, которые находят силы и вдохновение устраивать чудесные праздники по столь значимым поводам! Уверена, они запомнятся и детям, и родителям, даже если впоследствии не все будут заниматься музыкой профессионально. Наша музыкальная школа – это процесс, который значит не меньше, чем результат.

У меня растет сын, и если мне чего-то не хватает в Москве для его развития, так это няганской музыкальной школы:) Слышала, как в шутку хвастаются преподаватели: “Я музыкальная бабушка, учиться ко мне приходят дети моих учеников”. Желаю, чтобы эта замечательная семейная традиция продолжалась! Здоровья, вдохновения и радости всем преподавателям и ученикам! Ура!

Анастасия Музалевская (Сергеева), выпускница 2000 года.

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp